Методические рекомендации для проведения родительских собраний в начальной школе.

Принципы проведения родительского собрания

1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.
4. Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей родительские собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как им помочь.
5. Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.

Виды и формы собрания

- общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год - в сентябре и по окончании четверти;
- дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);
- собрания, периодичность которых определяется куратором.
Формы проведения собраний:
- директивные - консультационные;
- дискуссионные:
- семинары;
- клубные;
- творческие встречи и отчеты.

Меня всегда волновал вопрос о создании родительского коллектива, о совместном досуге родителей и детей, о часе общения с родителями моих учеников, о форме, месте проведения родительских собраний, чтобы было интересно в первую очередь родителям, моим ученикам и мне. И нашла выход - нетрадиционные формы работы.Меня, как классного руководителя эта работа увлекла. Поэтому и в школе, в начальных классах, я продолжила проведение нетрадиционных форм работы с родителями. Родителям мои собрания, часы общения, праздники для души. Посещаемость 100 %, приходят ко мне семьями: папа, мама и все дети семьи. Всем интересно. Конечно, подготовка к таким собраниям огромна, материала перевернешь много, времени уходит 1-2 месяца, но удовлетворения получишь много.

Я в каждом потоке в 1-х классах провожу собрания в форме семейной гостиной под названием “День Рождения Класса”. Я сама люблю это собрание. Здесь открываются все: родители, дети и я. И как пройдет эта первая встреча, так и будем совместно работать 4 года в начальной школе. На этом собрании поздравляю всех родителей и детей с началом учебного года. Говорю о назначении семьи в обучении и воспитании ребенка, что семья – это первый и главный воспитатель и учитель, а задача школы, учителя помогать вам в этом. Здесь же провожу талисман откровения. Начинаю с рассказа о себе, затем родителя говорят о своих семьях, но главное о своем ребенке и так постепенно переходим к лаборатории нерешенных проблем, где разрешаем проблемы, различные ситуации, конфликты связанные с детьми, их обучением, воспитанием в школе и дома, ищем выходы из них. На этом же собрании дети показывают мини-уроки, родители видят, чему научились их дети за месяц в школе в 1 классе.

Церемония рождения родительско-ученической семьи проходит очень почетно и торжественно. Я говорю: Вот и родилась наша большая школьная семья в количестве человек, весом около, ростом метров, наш возраст. Родилась семья дружная, инициативная, творческая и активная. Я поздравляю вас с этим праздником, желаю вам здоровья всем, успехов в нелегком труде.

ДЕЛОВЫЕ СОБРАНИЯ ЭТО:

День открытых дверей.

Родители  приходят к нам на весь день. Мы вместе с ними на уроках, переменах, в играх, конкурсах, родители – участники выставок рисунков, поделок. После такого трудового дня, родители по-другому смотрят на детей, делают какие-то выводы, консультируются со мной.

К деловым собраниям отношу такие собрания:

  • У хороших детей – счастливые родители.
  • Собрание-практикум “Трудовое воспитание в семье” и другие.

На таких собраниях ввожу рубрики: Знаете ли вы своего ребенка? Какой вы родитель? Похвалю и похваляюсь! Тихий час.

А также выступление детей, мини-уроки, смотрим на видео уроки чтения, русского языка, математики в зависимости от темы собрания.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОБРАНИЯ:

На них даю консультации по предметам по методике воспитания, развития психических процессов у детей.

ПРАЗДНИЧНЫЕ СОБРАНИЯ:

Обязательно проходят в форме семейной гостиной: “Река детства”, “Счастлив наш дом”. “А у нас сегодня праздник”, посвященные Международному женскому дню 8 Марта и Дню защитника Отечества. Эти праздники любят дети, на них приходят семьями. В моем классе многие родители продолжают носить военную форму и служить Отечеству. Дети ими гордятся, поздравляют их, дарят сувениры, изготовленные своими руками, дают большой праздничный концерт, в концерте участвуют и родители, с нами поют песни, читают стихи.

Передо мной анкеты родителей: вопросов много, но среди них есть такой: нужны ли вам, родителям и вашим детям нетрадиционные формы собраний. Все  ответили утвердительно. Вот ответы некоторых родителей:

  • Собрания такие очень нужны;
  • Собрания мне нравятся, они сближают детей и родителей;
  • Обязательно!
  • После таких собраний на ребенка смотришь другими глазами.
  • Да!!!
  • Да и как можно больше, спасибо вам, за такие семейные гостиные.

Анкеты показали, что таких собраний родители ждут, они в них участвуют, они ими живут, а главное приходят все и это меня радует. Среди моих родителей равнодушных нет, а все активные и работоспособные помощники детям и мне. Может возникнуть вопрос, где я говорю об успеваемости, дисциплине. Я отвечаю: индивидуальная работа с семьей, посещение квартир, на деловых собраниях в рубриках: Похвалю и похвалюсь, Знаете ли вы своего ребенка. Тихий час для родителей, а самое главное – приглашаю на уроки родителей. И родители мои – активные посетители наших уроков, где все видно, все ясно. Они сами делают выводы, обобщения и, конечно, помогают своим детям.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства.
  2. Слова не должны расходиться с делами.
  3. Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим.
  4. Лаконичность, динамизм общения в делах, поступках, речи.
  5. Важно строить общение с детьми не “от себя”, а “от них”.
  6. Стремиться точно, адекватно ориентировать свою речь.
  7. Учиться видеть себя глазами детей.
  8. Не воспринимай психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.
  9. Будь чутким в общении, вникай в переживания всех.
  10. Трезво оценивать действительность: удачи и неудачи.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1. ДЕЛОВЫЕ:

а) Как помочь ребенку учиться.

б) Собрание–размышление.

в) У хороших детей счастливые родители.

г) Привитие интереса к чтению.

д) День открытых дверей.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

а) Консультации по предметам, по методике воспитания, по развитию психических процессов.

б) Рубрики “Остановись”.

“Не проходите мимо”.

“Тихий час”.

Талисман откровения.

Лаборатория нерешенных проблем.

Какой вы родитель?

3. ПРАЗДНИЧНЫЕ:

а) Праздничные огоньки.

б) “Родники детства”.

в) Счастлив наш дом.

г) Мы-единая семья.

д) Рождение родительско-ученической семьи.

ФОРМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

  1. Родительские посиделки.
  2. Игра “Устами младенца”.
  3. Творческие отчеты уч-ся.
  4. День открытых дверей.
  5. За круглым столом.
  6. Семейная гостиная.
  7. Собрание-практикум.
  8. Вечер общения.
  9. Праздничные гостиные “А у нас сегодня праздник”.
  10. Семейная викторина.
  11. Счастливый случай.
  12. Смех вокруг нас.
  13. Умелые хозяюшки.
  14. Конференция для пап.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 КЛАСС.

1. Первый раз в первый класс

2. Как помочь ребенку учиться.

Психофизиологические особенности семилеток.

3. Семейный климат.

4. Рождение коллектива.

Семейная гостиная.

5. Наши первые успехи.

2 КЛАСС.

1. Роль игры и общения в жизни ребенка.

2. Собрание-практикум.

“Семейное чтение”

3. Семейная гостиная.

“У хороших детей – счастливые родители”.

4. Летний отдых детей.

3 КЛАСС.

1. Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.

2. День открытых дверей.

3. Собрание-практикум “Трудовое воспитание младшего школьника”.

4. Семейная гостиная. Досуг семьи.

4 КЛАСС.

1. День откровенных вопросов и ответов (собрание вместе с учащимися).

2. Семейная гостиная. “Родники детства”.

3. День благодарения (собрание вместе с учащимися).

4. Ученическо - родительский праздник “Школа мы не говорим: “Прощай!”, мы говорим: “До новой встречи!”

ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ

ТЕМА: Как воспитывать у детей интерес к чтению?

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) на доске:

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда! (В.А.Сухомлинский.)

  • анкеты детям;
  • анкеты родителям;
  • урок чтения (видео);
  • памятки, советы для родителей;
  • приглашение родителям;
  • высказывание о чтении, литературе (читает родительский комитет);
  • Решение собрания;
  • психологический практикум (ситуации);
  • выставка рисунков “Любимый герой, книга”, аннотация на книги, сочинения;
  • правила чтения (на доске);
  • графики чтения, техника чтения.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Добрый вечер. Я рада вас видеть в семейной гостиной. Разговор поведем о пользе и интересе к чтению. Услышите советы по домашнему чтению, прочтете памятки, поучаствуете в психологическом практикуме, в выставке рисунков ваших детей.

II. Учитель: Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро, выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.

Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. Недаром все время великие люди призывали к чтению. (Чтение высказывание родителей).

III. Высказывание классиков:

“Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.” А.П.Чехов.

IV. А сейчас предлагаю вашему вниманию анкету, которую проводила с вашими детьми (видео).

V. Анализ анкеты для родителей.

  1. Любит ли ваш ребенок читать.
  2. Читаете ли вы ребенку вслух.
  3. Какую последнюю книгу вы прочитали все вместе.
  4. Обсуждаете ли вы прочитанное. Как?
  5. Можно ли увлечь ребенка чтением.
  6. Как поступаете, если ребенок не хочет читать?
  7. Наказываете ли вы ребенка чтением.
  8. Есть ли библиотечка для взрослых и детей (количество книг).

VI. Предлагаю поприсутствовать на уроке чтения (видео).

VII. Вывод: Итак, вы посмотрели на работу детей на уроке, воочию увидели чему научились дети, над чем надо поработать (развитие творческих способностей, развитие монологической речи, учить искусству слова и просто громкому выразительному чтению).

VIII. Учитель: именно сейчас, когда ваши дети учатся в начальных классах, постигают азы чтения необходимо помочь научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т.к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и общем развитии ребенка. В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют такие моменты:

  • Библиотечка домашняя.

В доме обязательна должна быть собственная библиотека или полочки с книгами; дети вместе с вами должны посещать общественные библиотеки; домашнее чтение всеми членами семьи.

  • Как читать вместе?
  1. Выбрать интересную книгу вместе;
  2. Чтение по очереди всеми членами семьи;
  3. Выявление понятливости содержания и интереса, совместное сопереживание.
  • Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно. Продолжительность 30-45 минут, не меньше, но и не больше. Обязательно делиться впечатлениями о прочитанном, а также беречь книгу.

X. Психологический практикум.

XI. Советы, памятки для родителей.

XII. Решение родительского собрания.

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное.

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью.

XIII. Итоги собрания.

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению дадут добрые всходы и станут для детей самой сильной страстью и принесет всем счастья.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Есть такой старый школьный афоризм: «в работе с детьми самое трудное - работа со взрослыми».

В том репрессивном виде, что они существуют много лет, родительские собрания не нужны. Не секрет, что какая-то часть классных руководителей даже особенно и не готовится к ним. Просто педагог берет классный журнал и по списку докладывает («доносит») родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях. Все идет на самом примитивном уровне.
- Как у моего с физикой? - спрашивает мама.
- С физикой? - переспрашивает воспитатель, - да вот, плохо, две двойки и одна тройка... А ведь учителя прежде всего ценят не просто как информатора (так и хочется съязвить - «доносчика»), а доброжелательного советчика, человека, сведущего в вопросах обучения, даже, если хотите, духовника и исповедника детей. Так что собрания «по классному журналу» - абсурд, анахронизм, педагогический примитив, они только дискредитируют школу.

Уже в начале учебного года можно предложить родителям примерно такую анкету:
- Охотно ли ваш ребенок ходит в школу?
- Основные человеческие достоинства вашего ребенка, лучшие его черты и качества.
- Недостатки, слабости вашего ребенка.
- Какие учебные предметы изучает с интересом?
- Какие предметы не любит, игнорирует?
- Есть ли у вашего ребенка постоянные домашние обязанности? Какие?
- По какому режиму живет ваш ребенок дома?
- Есть ли у вашего сына (дочери) отклонения в здоровье? Что ему (ей) противопоказано?
- Есть ли у вас какие-то просьбы, пожелания, связанные со здоровьем ребенка? Или иные просьбы?
- Чем ваш ребенок любит заниматься дома в свободное время? Чем не любит?

Очень полезны и собрания, на которых дети показывают своим мамам, папам, родственникам «товар лицом». Это может быть рассказ-отчет о длительном походе, об итогах каникулярной выездной «республики», показ театральных, художнических, технических, спортивных, прикладных умений и достижений. Родители - самые благодарные зрители и слушатели, а детям требуется признание их успехов. К тому же творческая внеучебная сторона жизни детей - особый богатый пласт их жизни

Не монолог, а диалог

Каждое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов. Есть необходимость уточнить ряд общих положений. Назовем, не претендуя на безусловность, главные из них.

Если мы собираемся иногда вместе на общее собрание, которое логичнее называть встречей друзей, партнеров, единомышленников, то ведущим методом проведения должен стать диалог. Время безликого, дежурного монолога, назидания проходит, а воспитание детей - всегда диалог, то есть способность слушать и слышать друг друга, уважать разные мнения, разный опыт.

Любое родительское собрание требует предварительной подготовки. Для классного руководителя - это серьезное событие, если хотите, публичный экзамен, от «сдачи» которого зависит успех дальнейшей работы с родителями. Готовясь к собранию, он скрупулезно собирает необходимые для диалога сведения. Может заранее передать родителям специальные анкеты, послав их почтой или передав с доверенными учениками. По ответам, по скупым строчкам информации можно прояснить для себя какие-то неожиданные детали поведения ребенка, определить психологические коллизии семьи. Родители, с которыми у педагога налажены доверительные отношения, не побоятся сказать об ошибках учителей и собственных просчетах, могут подсказать важные вопросы стратегии и тактики работы с учащимися, «дать» неожиданную идею.. Дети - народ достаточно открытый, они могут рассказать о сокровенном в жизни своей семьи, выразить свои обиды на родителей, и им обязательно следует деликатно подсказать, что мать и отец - мера всех ценностей, что, критикуя родителей, надо искать в себе самом причины непонимания или конфликтов.

В подготовку собрания входят многие «мелочи». Надо уточнить регламент. Разослать родителям уважительное приглашение с указанием вопросов, которые будут рассматриваться на собрании. Надо решить и такие частные вопросы: где будут раздеваться родители и кто им в этом поможет (почему-то до сих пор принято сидеть в пальто, мучиться и потеть); кто и как встретит родителей в школе. Еще подумать о том, какой выставочный или просто информационный материал следует подготовить, кого и с какой целью пригласить из предметников, какие могут потребоваться эксперты. И, наконец, такая немаловажная деталь: как будет одет классный руководитель, ведь родительское собрание - особое событие, немножечко праздник. Хотим еще раз подчеркнуть важность уважения каждой семьи, ее самобытности, бережного отношения к самочувствию родителей. Все родители испытывают робость перед школой, многие из них неудовлетворены своими отношениями с детьми. Некоторые приходят в школу настороженными, расстроенными результатами учения и поведения своих детей, понимая, что могут услышать (причем публично) неприятные сообщения и претензии учителей. Такое состояние необходимо снять. Родители с первых минут должны почувствовать уважение к себе, уверовать в то, что бестактных разговоров не будет, что они всегда верные союзники и партнеры учителей. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми. Жизнь любого классного руководителя всегда объективно очень напряженная. У этого напряжения два полюса. Один - творческое, созидательное напряжение, приносящее радость и удовлетворение от совместных удачных деяний с детьми, от теплоты их человеческого уважения. Но есть и другой полюс - напряжение бессилия перед непредсказуемостью поведения современных детей. У семьи и у школы одни беды, одни проблемы. И задача встреч родителей и учителей искать совместные пути их решения.

Никому не помогут взаимные упреки и оскорбления. Ничего, кроме досады и стыда, не унесут родители с собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но ни слова не говорят о том, как же сделать их хорошими, как помочь ребенку. Такие вечно ругаемые родители (которые, естественно, несут ответственность за издержки воспитания своих ребят) начинают думать, что сами во всем виноваты, что ничего уже не смогут сделать; и у них опускаются руки. А ведь нам нужно другое: одобрить, поддержать, подсказать пути выхода, а такое возможно лишь в обстановке демократического общения. Потому и важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих уходили с собрания с верой в своего ребенка. Не будем забывать, что родители - это соседи, труженики, работающие на одном предприятии, земляки. Неподготовленный классный воспитатель (или безответственный педагог) может нечаянно (а то и «чаянно») неосторожной репликой задеть чьи-то соседские или служебные симпатии и антипатии, вызвать зависть, раздражение посягательством на частную жизнь людей, обиду или гнев, разбередить родительские раны. Никто не застрахован от взаимных незаслуженных обид. Бывает, что «пострадавшим» становится сам классный воспитатель, бывает, что он сам виноват, причем непреднамеренно, в неосторожном слове, неосведомленности о каком-то случае, просто в бестактности.

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

 Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к перевоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, который был утерян за последнее десятилетие. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

В практике работы с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, ринги. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения, как личностного плана, так и учебного. Порой эти проблемы носят столь конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. В этом случае понимание проблемы друг друга будет направлено на ее совместное решение. Помочь найти оптимальный вариант решения проблемы могут специалисты: социальный педагог, психолог, логопед, сексолог, представитель правоохранительных органов, которые приглашаются для участия в тематической консультации.

Некоторые темы консультаций для родителей:

1. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

2. Тревожность детей. К чему это может привести?

3. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

4. Грубость и непонимание в семье.

5. Талантливый ребенок в семье.

6. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.

Примерные планы родительских вечеров:

1. Год рождения ребенка, – каким он был?

2. Каким я вижу будущее моего ребенка?

3. Друзья моего ребенка.

4. День рождения нашей семьи.

5. Песни, которые поют наши дети и пели мы.

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного общества и воспитания учащихся в школе и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:

1. Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Собрания по плану классного всеобуча родителей, являющееся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

3. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

4. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Чтобы родители учащихся захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике творчески работающих педагогов используются нетрадиционные формы проведения собраний. Среди них:

педагогическая мастерская, организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.

В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами школы. Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…

Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.

Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания. Послесловие родительского собрания будет способствовать повышению влияния решения собрания на жизнь класса, на воспитание и развитие учеников.

Правильно поступают те классные руководители, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

Большое значение работе с родителями учитель начальных классов средней школы № 30 г. Саранска Сигал Н.Н., имеющая 22 года стажа педагогической деятельности. С первого дня ребенка в школе она знакомится не только с особенностями своих учеников, узнавая подробно о состоянии здоровья, предпочтении интересов, опыте, накопленном в дошкольном детстве, но и традициях семьи, где растет ребенок, о ее трудностях и радостях. Как считает Наталья Николаевна, только в тесной взаимосвязи с семьей учащихся, педагог может реализовать функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку.

На родительских собраниях Сигал Н.Н. всегда стопроцентная явка родителей, потому что там организуется встреча не чужих людей, а создаются дружеская атмосфера, в которой каждый может поделиться радостями и бедами семейного воспитания и может рассчитывать на поддержку и помощь, как со стороны других родителей, так и педагога. Встречи родителей проходят неординарно. Сигал Н.Н. использует как традиционные, так и нетрадиционные формы родительских собраний. Запомнились родителям и педагогическая мастерская «Знакомство», и конференция отцов, и совместное с детьми собрание на выявление взаимоотношений детей в классном коллективе и многие другие.

Приводим пример родительского собрания из опыта Сигал Н.Н. мастерская общения «Давайте познакомимся».

Мастерская общения

«Давайте познакомимся».

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет класса.

Участники мастерской: учитель, родители.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.

Ход проведения.

1.Вводное слово учителя. Педагог поздравляет родителей учащихся с первым учебным днем и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!» Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я не буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

2.Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской).

3.Социоконструкция:

Объединить в группы по цвету своих «визиток» (парты переставляются в соответствии с созданными группами);

Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).

4.Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визиток».

5.Избирается родительский комитет класса.

6.Рефлексия: передавайте изготовленную «ладошку»

С рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания классному руководителю и избранному родительскому комитету класса.

Последним выступает мастер, в роли которого был педагог. Таким образом, нетрадиционные формы проведения родительских собраний способствуют вовлечению родителей в воспитательный и учебный процесс образования младших школьников.

Формы и методы работы с родителями.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

-     наглядная пропаганда,

-     посещение семей,

-     родительские собрания,

-     беседы и консультации,

-     конференции родителей,

-     устные журналы,

-     анкетирование,

-     дни открытых дверей,

-     круглые столы,

-     организация клубов,

-     организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Last modified: Thursday, 4 December 2014, 9:06 PM