Особенности воспитательной системы классного руководителя начальной школы
Какой должна быть позиция классного руководителя по отношению к своим воспитанникам? Отвечу словами В.А.Сухомлинского: «Классный руководитель должен быть рядом, но… чуть впереди».
Ещё учась в школе, представляла, как звенит заливистый звонок, я вхожу в свой класс и начинаю урок. Не зная ещё премудростей и методик педагогической работы, была уверена в одном – хочу научить детей быть добрыми, милосердными, открытыми, отважными, внимательными к окружающему миру. Хочу показать им множество верных путей, по которым они пойдут, когда станут старше. Это искреннее стремление привело меня в школу. Каждый мой выпуск – это не похожие друг на друга дети, каждый из них яркая личность, достойная уважения. Какими они станут, покажет время, но уже сейчас ребята гордятся городом в котором живут, любят и берегут природу, уважают взрослых. Я горжусь своей причастностью к миру подрастающего поколения, но и готова нести ответственность за их мировоззрение и поступки.
Условия жизни моих воспитанников в школе:
В нашей школе созданы специальные условия для развития личности учащихся:
- создание атмосферы психологического и физического комфорта;
- проведение отдельных занятий во вторую половину дня после прогулки, развивающих игр, релаксационных занятий;
- выполнение режима дня с 3-разовым питанием;
- функционирование системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого ученика.
Кружки, которые посещают мои дети в школе: изостудия, хореографическая студия, индивидуальное обучение игре на фортепьяно, хоровое пение, сольное пение разговорный английский, английский театр, спортивные танцы, хореография, единоборство.
Сотрудничество ученического коллектива класса с учреждениями города и района, среди которых:
- музей Анны Ахматовой;
- государственное концертно-филармоническое учреждение «Петербург-концерт»;
- ДДТ Калининского района, ДТЮ Центрального района;
- институт «Открытое общество» и международный фонд «Культурная инициатива»;
- международная организация, занимающаяся проектной деятельности школьников «Европа в школе».
Особенности социальной ситуации развития моих воспитанников:
ГОУ СОШ №619 находится в одном из старейших районов города – в Калининском районе. Этот район имеет богатые традиции в организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.
В районе находится большое количество центров досуга для детей, клубов по интересам и ДТШ, центров развития ребенка.
Социокультурная среда района отличается богатым разнообразием, но при этом осуществлять целенаправленное воспитание ребенка не может в силу того, что ребенок не находится в том или ином учреждении дополнительного образования постоянно.
Социальный состав микрорайона разнообразен, но в нем преобладает доля служащих, рабочий день которых заканчивается после 18 часов.
Поэтому учащиеся нашей школы находятся в более выгодном положении:
- единое образовательное пространство на целый день (отсутствие транспортных перемещений)
- широкий спектр образовательных услуг
- длительное пребывание в школе( школа для занятых родителей).
Декларация взаимоотношений учителей, воспитанников и родителей нашего класса
Уважаемые взрослые и дети!
Нас много и мы разные. Учитывайте это, относитесь друг к другу так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
В нашей жизни много радости, но есть и проблемы. Постарайтесь достойно и мужественно переносить неприятности, не показывайте своё плохое настроение окружающим!
Помните, что ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость, будьте вежливы!
Умейте признавать свою вину и свои ошибки, умейте отвечать за свои поступки!
Если вы видите, что необходима Ваша помощь другу, учителю, не упускайте эту возможность. Помогите! Не поворачивайтесь спиной к проблемам окружающих вас людей!
Не забывайте, что каждый из нас - индивидуальность. Цените личностные качества окружающих, побуждайте их стать добрее, гуманнее, умнее.
Приятно осознавать, что все мы - и дети и взрослые - хозяева нашей школы и нашего класса, и мы обязаны быть бережливыми, заботливыми, ответственными за их состояние.
В нашем классе много добрых и чудесных традиций, но их сохранение и создание новых зависит от всех нас, давайте не будем забывать об этом
Дети! Педагоги! Родители! Давайте жить дружно! Чаще улыбайтесь! Ведь добрые отношения начинаются c улыбки. Помните, что наша школы и наш класс - самые лучшие, потому что они принадлежит нам!
Концепция воспитательной системы классного руководителя
«Сначала было слово…потом сотрудничество, содружество, сотворчество взрослых и детей...»
Именно с осмысления понятия «воспитательная система» началась моя воспитательная работа с учащихся и родителями 1 класса по созданию сначала проекта, а потом реального образа воспитательной системы класса.
Можно по-разному подходить к понятию «воспитательная система», но от понимания его в дальнейшем будет развиваться воспитательная деятельность в классе. Понятно, что без методологии невозможно организовать свою деятельность, тем более, воспитательную.
В научной литературе существует несколько определений, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Осмыслив все предложенные определения, я пришла к выводу, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка.
Что же я могу сделать, как учитель и классный руководитель?
Я могу:
- диагностировать развитие личности учащегося, детского и родительского коллектива;
- выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;
- организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых, в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;
- интегрировать усилия детей и родителей, делать их наиболее эффективными;
- создать в классе и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную;
- осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности и т.д.
Я стала думать о возможном образе моей воспитательной системы:
- это система социальная, её основа - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения;
- это система педагогическая, так как её функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых в школе используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности, результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы;
- это система личностно ориентированная и ценностно-ориентированная, в основе такой системы лежат гуманистические ценности и демократический стиль руководства;
- это система целостная, часто её называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов;
- это система открытая, так как она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы;
- это система целенаправленная, цель её складывается из совокупности характеристик воспитанников;
- это система сложная, что обусловлено большим количеством элементов и связей между ними;
- это система саморазвивающаяся и самоуправляемая, внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.
Воспитательная система моего класса включает в себя:
- цель воспитания, выраженную в концепции;
- деятельность, обеспечивающую реализацию основных идей;
- учащихся, учителей и родителей, её организующих и в ней участвующих;
- отношения, рождающиеся в деятельности;
- среду, освоенную субъектами;
- классное руководство, то есть управление.
На мой взгляд, каждый учитель, который решил стать классным руководителем, а следовательно вступил на путь проектирования и создания собственной воспитательной системы, проходит путь освоения концепции.
Концепция моей педагогической деятельности предусматривает специальные усилия, направленные на создание в классе:
- здорового образа жизни, включающего учебу, труд, развлечения и неформальное общение членов коллектива;
- творческой деятельности в соответствии с интересами детей;
- радостных событий, стихийно возникающих и специально организованных праздников;
- «говорящих стен»;
- возможности разрешения внутренних конфликтов;
- гуманистического характера межличностных отношений;
- чувства принадлежности к сообществу ГОУ СОШ №619.
Главная особенность моей системы воспитательной работы с классом состоит в том, что в ней отражены разнообразные формы организации деятельности, способствующие созданию единого творческого коллектива – детей, родителей и педагогов, что определённым образом влияет на дальнейшее развитие детей, расширяет их социальные связи, способствует социальной адаптации, активности, расширяет кругозор.
Цель моей воспитательной системы определяется перечнем следующих характеристик воспитанников. Это личность:
- ориентирующаяся на гуманистические ценности – свобода и творчество, человеческая индивидуальность и уникальность;
- постигающая свой внутренний мир и мир, находящейся вокруг,
- имеющая потребность в самопознании и самореализации, стремящаяся к социализации и установлению доброжелательных отношений с окружающими.
Как результат достижения этой цели являются размышления воспитанников о себе, их творческие работы, достижения в различных сферах человеческого бытия, самостоятельные действия воспитанников, результаты их самообразования и творческого самовыражения, результаты тестов на определение ценностных ориентаций, разнообразная деятельность вне прогимназии.
Задачи моей воспитательной системы:
- Становление коллектива класса как содружества детей, педагогов и родителей.
- Формирование культурной среды класса.
- Развитие творческого потенциала учащихся и родителей.
- Создание психологически комфортных межличностных отношений всех участников воспитательного процесса.
- Организация развивающей урочной и внеурочной среды.
В качестве ведущей идеи, на основе которой строится система воспитательной работы индивидуально-личностной ориентации, выбраны и реализуются:
- педагогика успеха, позволяющая воспитанникам на основе раскрытия индивидуально-личностного потенциала овладеть технологиями достижения успеха в различных сферах деятельности;
- педагогика творчества, отражающая развитие креативного начала в личности как основы становления творческой индивидуальности;
- педагогика самоопределения, связанная с созданием условий и педагогической поддержкой самоопределения и самореализации личности в различных сферах
Именно поэтому воспитательная система класса, на мой взгляд:
- обеспечивает саморазвитие всех её участников, определяет индивидуально-личностный потенциал каждого, предполагает предупреждение и коррекцию личностного развития при проявлении таких личностных качеств как индивидуализм, эгоизм;
- способствует самоопределению и самореализации воспитанников в пространстве петербургской культуры,
- содействует формированию культуры нравственного выбора на основе образцов петербургской культуры;
- определяет характер учебно-воспитательного процесса и отношений всех субъектов этого процесса, обеспечивает востребованность каждого в совместной творческой деятельности, делает творческое произведение одним из результатов жизни воспитанников;
- является смыслообразующей, определяет воспитательный процесс как взаимодействие творческих индивидуальностей;
- предполагает творческое самоопределение учащихся в пространстве семьи.
Ведущими педагогическими технологиями в моей воспитательной системе являются:
- проектная деятельность;
- клубная деятельность;
- игровое моделирование;
- учебный диалог.
В воспитательной системе класса большое место принадлежит воспитательным мероприятиям, к ним относятся:
- система воспитательных дел, направленных на формирование мотивации успеха (турниры, конкурсы, тренинги, беседы, КВН и др.);
- система творческих дел, кружки, клубы, секции;
- самостоятельная деятельность учащихся по организации досуга;
- декады предметов (предметные недели);
- дни музея и театра;
- годовой цикл (круг) праздников: «Праздник первого звонка», «День учителя», «День рождения школы, «Новый год», «Рождество», «День святого Валентина», «День защитников Родины», «Масленица», «Праздник весны – 8 марта» «Праздник Букваря», «День Победы», «Звездный час», «День семьи», «В добрый путь, выпускники»; сезонные праздники: «Здравствуй, Зимушка-зима», «Встреча красавицы Весны», «Праздник матушки Осени»;
- олимпиады в школах города и района;
На наш взгляд, традиционным праздникам принадлежит системообразующая роль, так как они концентрируют в себе совокупность воспитательных воздействий и взаимодействий по различным направлениям воспитания, развития, объединяют все компоненты воспитательной системы.
Система воспитательной работы класса не может дать необходимых результатов в воспитании, обучении, развитии детей, если в ней не будет обеспечена активная позиция семьи, сформирован коллектив родителей. Коллектив родителей должен позитивно взаимодействовать с педагогическим и ученическим коллективами, и взаимодействие это должно быть развивающимся. Следствием этого будет создание единой развивающей среды для ребёнка и осуществление закономерных связей между образовательным учреждением и семьёй.
Из всего многообразия форм взаимодействия школы и семьи совместная деятельность разных видов является наиболее эффективным путем формирования гуманных отношений учителей, учащихся, родителей.
Работа с родителями строится следующим образом:
- информирование об особенностях деятельности образовательного учреждения и класса;
- учёт пожеланий родителей по организации учебно-воспитательного процесса, выбор платных образовательных услуг;
- разрешение конфликтов и проблем, возникающих у детей и их родителей с образовательным учреждением;
- включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса;
- демонстрация достижений учащихся школы и класса (Дни открытых дверей, конкурсы, праздники, открытые занятия и уроки);
- оказание методической помощи родителям, организующим работу с детьми и создание наиболее благоприятных условий для повышения педагогической культуры родителей.
Диагностика воспитательной системы
Анкета для родителей
Определение личностной ориентации воспитательной системы
- Что Вас привлекает в воспитательной системе класса
- Что Вас разочаровывает в воспитательной системе класса?
- Оцените степень Вашей удовлетворённости по следующим критериям:
5 б - полностью удовлетворён;
4 б - удовлетворён;
3 б - не удовлетворён;
2 б – совершенно не удовлетворён;
1 б – затрудняюсь ответить.
- Какие формы работы с детьми наиболее интересны и полезны?
- Оцените степень Вашей удовлетворённости организацией воспитательной работой на занятиях и вне их:
5 б - полностью удовлетворён;
4 б - удовлетворён;
3 б - не удовлетворён;
2 б – совершенно не удовлетворён;
1 б – затрудняюсь ответить.
- Оцените степень Вашей удовлетворённости личностными успехами и достижениями своих детей:
5 б - полностью удовлетворён;
4 б - удовлетворён;
3 б - не удовлетворён;
2 б – совершенно не удовлетворён;
1 б – затрудняюсь ответить.
- Оцените степень Вашей удовлетворённости общением с педагогами:
5 б - полностью удовлетворён;
4 б - удовлетворён;
3 б - не удовлетворён;
2 б – совершенно не удовлетворён;
1 б – затрудняюсь ответить.
- Оцените степень удовлетворённости особенностями общения педагога – классного руководителя с Вашим ребёнком (по тем же критериям)
- Ваши предложения по улучшению воспитательной системы класса.
Выводы по диагностике родителей:
Анкета для детей по методике незаконченного предложения
1) Класс для меня – это…
2) Быть одноклассником, значит…
3) Классный руководитель…
Выводы по диагностике детей
Диагностика детей по методике незаконченного предложения показала следующие результаты:
Положительное отношение детей к одноклассникам, классу в целом, классному руководителю. Стремление детей к активной классной позиции, желание участвовать в классных мероприятиях.
Подводя итоги, можно отметить следующее: воспитательная система класса – это живой организм, развитие которого происходит при наличии определённых условий, к которым относятся:
- опора на достижения в развитии воспитательной системы школы;
- направленность воспитательной системы на личностное становление её участников;
- активная позиция педагога в проектировании воспитательной системы класса и школы.
«Зачем приспосабливать ребёнка к системе воспитания? Не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку», - сказал в своё время Ж.Ж.Руссо. Я решила идти по этому пути…